XI.
Галя попала
в аэропорт впервые в жизни. И первое, что бросилось ей в глаза – огромное
скопление чемоданов самых разных форм и размеров. С колёсиками и без колёсиков,
большие и поменьше, блестящие новизной и потрёпанные временем… Но интереснее
всего было разглядывать их обладателей. Очень немногие улыбались и
переговаривались, у остальных были такие устало-равнодушные лица, как будто они
стояли в очереди за помидорами в продуктовом магазине, а не собирались через
несколько часов оказаться в другой части земного шара.
Очередь
убывала, и перед Галей стояло всего два человека, а Георгий никак не появлялся.
Наконец она увидела его у входа в аэропорт: он деловито оглянулся по сторонам и
направился в её сторону. В руках у него был серый чемодан на колёсиках, который
поблёскивал так же, как серебряные пуговицы его пиджака. Когда он подошёл к
Гале, она уже протягивала паспорт девушке за регистрационным столом.
- А билеты?
– осведомилась она, и её тоненько выщипанные брови удивлённо взметнулись вверх,
когда рядом с Галей выросла внушительная фигура Георгия и его белоснежная
улыбка в 32 зубы произнесла:
- Не
забудьте: нам – в бизнес класс.
И рука с
ослепительными золотыми часами опустила билеты на стол. Регистрация была
пройдена, и Галя всё-таки решилась спросить у своего новоявленного продюсера:
- А что это
значит, бизнес-класс?
- Это
значит, что мы первыми зайдём в самолёт и первыми оттуда выйдем. Времени у нас
в обрез, поэтому это будет очень кстати. Мы должны успеть привести тебя в
порядок: ты выступаешь уже сегодня вечером.
- Но…
- Никаких
«но». Будешь играть то же, что играла вчера, когда я нашёл тебя в клубе.
Хотя Гале
очень не нравился этот повелительный тон, она не нашлась, что ответить. Этот
человек слишком высокого мнения о себе и уверен, будто она – всего лишь пешка в
его игре, которая в любом случае закончиться в его пользу.
- Сколько
дней мы будем в Питере? – спросила она, чтобы хоть как-то разбавить
многозначительно повисшую между ними тишину.
- Два дня.
Послезавтра улетаем в Стокгольм.
- А у меня
будет время, чтобы прогуляться по городу?
- А разве ты
никогда… Ах, да, я забыл, что ты из детдома.
- Откуда вы
об этом знаете?
Галя точно
помнила: она ничего ему о себе не рассказывала. Назвала только своё имя и номер
паспорта, чтобы он смог оформить билеты.
- Наводил
справки. Больше не задавай таких глупых вопросов: незачем впустую тратить
слова, когда ответ предсказуем. Да, думаю, завтра до шести вечера ты будешь
свободна.
- Спасибо.
- За что? –
его лицо выглядело таким усталым, как будто ему уже порядком надоел этот
разговор.
- За то, что
ответили.
В это время
лаконичный женский голос объявил: началась посадка на рейс
«Москва-Санкт-Петербург», и они направились к выходу 16, за всю дорогу больше
не сказав друг другу ни слова.
***
Колёса
стремительно отрывались от земли – самолёт взлетал. Галя почувствовала
нестерпимый гул в ушах, и ей захотелось зажать их руками или выбраться обратно,
на улицу. К сожалению, это было невозможно, и ей пришлось спасаться заботливо
протянутой Георгием жвачкой. Если слово «забота» вообще было применимо к этому
человеку.
Постепенно
гул начал стихать, и Галя разрешила себе посмотреть в окно… От увиденного
перехватило дыхание. Где-то далеко внизу виднелись дороги, снующие по ним
машины, дома и деревья, но всё это было настолько маленьким, что мир внизу
казался игрушечным. Чуть выше окна – голубое-голубое небо, и совсем рядом –
тонкие слои проплывающих мимо облаков. Наверное, то же самое видят птицы, когда
расправляют крылья и взмывают над землёй. Подумав об этом, Галя улыбнулась,
отвернулась от окна и посмотрела на других пассажиров. Георгий уткнулся в
какой-то журнал, сбоку от них женщина в строгом элегантном костюме что-то
увлечённо печатала на ноутбуке, справа полный мужчина в круглых очках читал
Пелевина… Неужели им не хочется хотя бы взглянуть, какой красивый вид
открывается за пределами самолёта? Или они так часто летают в другие страны,
что просто привыкли к этому? Привыкли утыкаться в книжки, журналы и компьютеры
и ничего не замечать?..
***
Галя со
вздохом облегчения повалилась на большую кровать уютного просторного номера в
одном из лучших отелей Петербурга, как несколько минут назад самодовольно
утверждал Георгий. И у неё есть всего полчаса, чтобы разобрать вещи и отдохнуть
от его общества. Она поднялась с кровати и распахнула окно навстречу тихому
городу: куда-то неторопливо спешили прохожие, носились по дорогам машины…
Здесь, в Питере, не чувствовалось той вечной суеты, которая царит на каждой
московской улице. Всё спокойно и уютно, как будто после долгого путешествия ты
наконец-то возвращаешься домой, где каждое дерево по дороге в своему подъезде
стало для тебя родным. А ведь у Гали никогда не было своего дома. Разве что
коморка дяди Гены с постоянно кипящим чайником заменила ей детскую кроватку и
плюшевого мишку, которых у неё никогда не было. Но теперь, без дяди Гены, эта
родная каморка стала для неё совсем чужой. При мысли о человеке, так недавно
уверявшем её, что всё обязательно будет хорошо, на глаза навернулись слёзы. А
она даже не осталась на его похороны, не выяснила, есть ли у него родственники…
Она боялась за себя и думала только о себе, убегая в аэропорт от боли и
воспоминаний. Судьба вправе осудить её за это. Может быть, поэтому ей сейчас
приходится с минуты на минуту ожидать появления этого самовлюблённого
миллиардера с улыбкой в 32 зуба?..
И только она
успела о нём подумать, как сразу же послышался громкий стук в дверь. Георгий
переоделся: теперь вместо белой рубашки в синюю полоску на нём красовалась
розовая, вместо тёмно-синего пиджака с серебряными пуговицами – светло-серый с
золотыми. В руках он держал что-то, спрятанное в чёрный чехол.
- Я купил
его в Москве, должно подойти. Примерь.
Галя
расстегнула чехол и увидела платье, в котором, как ей казалось, могли ходить
только знаменитости, улыбающиеся с экранов телевизоров. Чёрное, с длинной
шуршащей юбкой в пол, глубоким декольте и рассыпанными повсюду серебряными
блёстками, как звёздами на ночном небосклоне…
- Ну что ты
стоишь?! – рявкнул Георгий. – Говорят – примеряй!
Галя
поспешно удалилась в ванную, а когда вышла и взглянула в громадное зеркало на
дверке гардеробного шкафа, с трудом осознала, что видит в нём себя.
- Оооочень
даже ничего. Превосходно! – и по лицу Георгия пробежала блуждающая улыбка, как
у жирного кота, который только что переел сметаны. – А теперь марш вниз, там
тебя ждут визажисты.
***
Он жил самой
обычной жизнью, не ожидая от неё ничего особенного. Его маленькая однокомнатная
квартира находилась на десятом этаже самой заурядной многоэтажки, и её
заурядность, как и обыденность его жизни, разбавляло лишь одно – вид из окна на
раскинувшуюся внизу Неву. Вечером, освещённая сине-фиолетовыми огнями разводных
мостов, она становилась особенно прекрасной и пробуждала в нём умирающее
желание жить. На восходе, когда ему совсем не спалось, он спускался туда, к Неве,
и наблюдал за счастливыми смеющимися людьми, проплывающими на катере под
сияющими разводными мостами, и иногда ему казалось, будто среди этих незнакомых
людей он видит самого себя – студента первого курса экономического факультета. Студента,
вечно окружённого толпой друзей и так любившего говорить, что, раз жизнь даётся
тебе только один раз, надо каждую минуту чувствовать себя самым счастливым
человеком во всём мире. А что осталось от этого теперь?.. Друзья обзавелись
семьёй, и всё их свободное время теперь уходит на заботы о детях и жёнах,
которые мечтают каждый месяц ездить на Мальдивы. Он остался совсем один,
наедине с работой, которая каждый день нагоняет на него смертельную тоску. От
того студента, которого он когда-то знал, осталось только имя в паспорте –
Сергей Анатольевич Романов. В 25 лет его жизнь превратилась в жалкую череду
сожалений. Он ни на что не надеялся, ничего не ожидал и ни о чём не мечтал.
Разве что очень хотел повернуть время вспять.
Так и
сейчас, насмотревшись на вечернюю Неву, он решил спуститься вниз, чтобы в
тысячный раз наполнить набережную Петербурга призраками своей счастливой
юности.
***
Нева, как
обычно – завораживала. Люди вокруг, как и всегда – смеялись и переговаривались.
Он казался себе чужым среди них: слишком потерянным, чересчур одиноким.
Хотелось спрятаться от всего этого, уйти туда, где ни одно воспоминание не
сможет его найти. Он свернул на какую-то незнакомую дорогу, и ему было
совершенно всё равно, куда она приведёт.
Он совсем
погрузился в свои мысли и поэтому вздрогнул от неожиданности, когда услышал
рядом чей-то голос: «У меня лишний билет на концерт в Октябрьский зал. Не
хотите приобрести?» Перед ним стоял аккуратненький дедушка в выглаженном
костюме и круглых очках, из-под которых выглядывали по-детски наивные голубые
глаза.
- Какой
концерт? – ошеломлённо спросил Серёжа. – Когда?
- Сегодня, -
с добродушной улыбкой ответил дедушка. – Разве вы не знаете? Здесь каждый год
организуют фестиваль юных талантов. О нём уже вчера писали во всех газетах.
- Первый раз
слышу…
Сегодня? На
концерт классической музыки? А почему бы и нет? В конце концов, должно же в его
жизни присутствовать хоть какое-то разнообразие.
- Пожалуй, я
возьму у вас эти билеты. Сколько с меня?
- Вот и
славно, - расцвёл дедушка, - да не ищите вы деньги – даром отдам. Я смотрю, вы
идёте такой грустный, понурый, как будто собираетесь топиться в Неве. Я и
подумал – дай порадую человека. Я хотел со своей женой пойти, молодость
вспомнить, а она, вишь, заболела. Приходится одному идти. А билету пропадать
никак нельзя!
Это
чистосердечное признание заставило Серёжу улыбнуться. А ведь этот дедушка даже
не подозревал, что таких, как он, почти не осталось.
- Спасибо
вам. И всё же возьмите… - он нерешительно протянул деньги.
- Слышать не
желаю! Гуляй, сынок! Может, подцепишь там красивую пианистку. Я в своё время… -
и он лукаво подмигнул Серёже и скрылся в толпе.
Октябрьский
концертный зал, как ни странно, находился совсем рядом: всего в пяти минутах
ходьбы. Вообще Серёжа не был поклонником классической музыки, слушал её в
последний раз когда-то в детстве на уроке пения, а о Бетховене и Моцарте знал
только то, что их считали великими композиторами. Но человек согласен на всё,
когда его угнетает безнадёжность.
Он протянул
контролёру билет и зашёл внутрь. Высокие потолки, старинные люстры, мужчины в
костюмах, переговаривающиеся с женщинами в элегантных вечерних платьях… Один он
как будто попал сюда не по адресу: в обычных джинсах, футболке и гордом
одиночестве. Ни с кем не заговаривая и стараясь не смотреть по сторонам, он
зашёл в партер и сел на своё место. Рядом с ним две дамы, непонятно зачем
обмахивающиеся веерами (в зале было прохладно), оживлённо переговаривались:
- Я слышала,
здесь будет Георгий Штросс! В прошлом году он, в смысле его ученик, который
играл на саксофоне, произвёл здесь настоящий фурор.
- Кажется,
он был продюсером этого саксофониста?
- Именно!
Все только и спрашивают его, откуда он берёт такие таланты и почему решил
связаться с непопулярной сейчас классикой, когда с его энтузиазмом нужно раскручивать
новых поп-звёзд…
Дама
замолчала: выключился свет, открылся занавес. На сцену вышел худенький мальчик,
бледный в свете прожекторов, зажимая в руках смычок и скрипку. Полилась
мелодия, очень похожая на плач ребёнка, у которого отобрали все игрушки.
Следующее выступление Серёжа слушал вполуха – мелодии и звуки проплывали мимо
него, слишком одинаковые, чересчур затянутые… Казалось, «юные таланты» совсем
не хотят вложить в свою музыку хотя бы частичку своей души – а это, как считал
он, самое главное в их деле.
Внезапно
череда заунывных завываний закончилась, и на сцене появился высокий мужчина лет
сорока в идеальном костюме и с фальшивой улыбкой. «Это он! – воодушевлённо
зашептала своей подруге сидевшая рядом дама. – Георгий Штросс!»
- Очень рад
вновь вернуться в Петербург, - начал продюсер, - чтобы сблизиться с миром
настоящей музыки. Помните, господа: музыка – живое существо. Ей нужна любовь,
овации и уважение. И я счастлив видеть сегодня всех вас здесь: значит, я не
одинок, и вы тоже понимаете это и хотите спасти увядающую красоту мира
искусства. Итак, - он значительно повысил голос, - сегодня перед вами –
пианистка из детдома. Она исполнит для вас реквием собственного сочинения.
Перед вами – Галя Розанова!
Зал
взорвался аплодисментами. На сцене, в полутьме прожекторов, сначала показался
кусочек чёрного шуршащего платья, за ним – утончённые черты лица, лёгкая, как
будто слегка испуганная полуулыбка, рассыпавшиеся по плечам локоны. Казалось,
от неё исходит волшебный сияющий свет, как от звезды на ночном небе. «Так вот,
о каких пианистках он говорил…» - мелькнуло в голове у Серёжи.
А девушка,
шурша подолом платья, села за рояль. Толпа из зала заинтригованно следила за
каждым её движением. Пальца забегали по клавиатуре – и полилась мелодия,
настоящая, неподдельная, искренняя… Она проникала в самую глубину души,
отдавалась там звонким эхом и оставалась там навсегда. Каждая нотка как будто
рассказывала новую историю, и для каждого слушателя в зале эта история была
своей. Голова девушки за роялем была чуть-чуть наклонена, длинные ресница
опущены, а взгляд был направлен совсем не на клавиши, а куда-то в пространство,
как будто где-то там кто-то тоже играет эту мелодию, а она смотрит на него и
просто повторяет за ним. Серёжа не заметил, как пролетело время. Ему хотелось,
чтобы она играла вечно… Но прозвучал заключительный аккорд, руки мягко взлетели
вверх, девушка скромно поклонилась и ушла в глубь сцены, шурша подолом платья
из звёзд. Занавес закрылся, включился свет. Пока все вскакивали с мест, Серёжа
тихо подобрался к сцене и шмыгнул за кулисы. Где же она?.. А, вот, сидит перед
зеркалом, уронив голову на руки. Он осторожно тронул её за плечо. Девушка
вздрогнула и обернулась.
- Что с
вами? Вы плачете?
Но на
усталом лице не было видно ни одной слезинки.
- Кто вы? –
её голос был тихим-тихим, как шорох летнего ветра.
- Я просто
хотел сказать, что вы играли лучше всех.
- Правда?
Спасибо.
Она
попыталась улыбнуться, но ничего не вышло.
- Вы… вы
грустите. Почему?
- Всё в
порядке. Просто устала. Прощай, мне нужно идти.
Она
поднялась со стула, но он схватил её за руку.
- Постой.
Оставь хотя бы свой телефон.
- У меня его
нет.
- Как нет?..
- Так.
- Тогда
скажите, как мне вас найти…
- Завтра я
уезжаю. Приходите в гостиницу «Европа» с утра. Может быть, к этому времени у
меня появится свой телефон.
Она ушла,
растворившись в полумраке. А он стоял и не верил, что всё это на самом деле
происходит с ним.
Комментариев нет:
Отправить комментарий