IX.
Она сидела
на ступеньках какого-то подъезда, обхватив руками колени. В лицо ей светило
яркое летнее солнце, которого она не видела. На детской площадке напротив
весело копошились дети, мимо проходили озабоченные своими делами прохожие, а за
пределами дворика гудели машины.
Пожалуй,
самым последним делом было сидеть вот так и смотреть вдаль остекленевшими
глазами, когда вокруг движется и вертится мир, и не замечать его движения.
Казалось, что оно попросту больше не существует.
Когда
теряешь близкого человека, то впервые полностью осознаёшь значение самого
страшного, наверное, слова: никогда. И Галя безуспешно пыталась свыкнуться с
его новым, внезапно отрывшимся значением. Но каждая попытка вводила её только в
большее отчаяние. Казалось, она шарила руками в кромешной темноте и никак не
могла наткнуться хотя бы на самый жалкий фонарик.
Больше всего
она боялась вернуться в общежитие и пройти мимо опустевшей каморки рядом с
входной дверью, где ещё несколько часов назад так приветливо кипел чайник. Ей хотелось целую вечность просидеть здесь,
на этих ступеньках, чтобы время застыло, а действительность перестала мучить.
Но уже
смеркалось, прохожие начали с любопытством на неё поглядывать, и пора было
наконец-то встать и хотя бы куда-нибудь пойти. Галя поднялась и побрела по
погружающимся в сумрак улицам. Через несколько минут она наткнулась на двери
какого-то бара и решила зайти внутрь. В зале раздавалась громкая кричащая
музыка, толпа людей в центре переступала с ноги на ногу и трясла руками,
пытаясь изобразить что-то вроде танца. Несколько человек сидели за круглыми
столиками, уныло попивая вино из бокала и делая вид, будто им тоже, как и тем,
танцующим, безумно весело. Галя почувствовала, что её сейчас стошнит прямо на
этот чёрный блестящий пол. Подавив желание немедленно уйти, она протиснулась
сквозь толпу к небольшому пыльному фортепиано в самом дальнем углу зала и
начала тихо наигрывать грустную мелодию, внезапно пришедшую ей в голову…
Она не
заметила, как вокруг неё собралось несколько слушателей, и поэтому вздрогнула,
когда, взяв заключительный аккорд, вдруг услышала у себя за спиной чей-то
голос: «Вам никто не говорил, что вы очень талантливы?»
Одет по
последней моде. Высокий, с идеально уложенными волосами. Наручные часы,
заманчиво поблёскивающие золотым циферблатом. Улыбка в 32 зуба. Одним словом,
идеал любой женщины.
- Молчите.
Значит, не говорили. И давно вы прячетесь от назойливой публики за такими вот
забытыми, расстроенными роялями?
Галя снова
промолчала. Меньше всего ей сейчас хотелось разговаривать с такими, как он. Но
он был не из тех, кто сразу признаёт бесполезность своих реплик и уходит, не
получив желаемого.
- И, конечно
же, как большинство талантливых людей, вы не особенно сговорчивы. Но у меня
есть для вас одно выгодное предложение. Надеюсь, вы согласитесь пройти со мной
воон за тот столик и выслушать его?
Она кивнула
(а что ей оставалось делать?..) и отправилась за незнакомцем. Он услужливо
отодвинул для неё стул, вежливо осведомился, хочет ли она что-нибудь заказать,
затем подозвал небрежным жестом официанта и попросил у него два экспрессо,
кинула мимолётный взгляд на свои знатные часы и, видимо, решив, будто сделал
всё, что следует делать в подобных случаях, наконец заговорил:
- Прошу
прощения, что сразу не представился. Георгий, продюсер.
- Галя.
- Что ж,
Галя, вижу, вы не собираетесь рассказывать мне всю свою музыкальную биографию.
Да и не нужно. Я слышал, как вы играли, и мне этого достаточно. Какая разница,
есть у вас какой-то там диплом или нет… Поэтому, с вашего позволения, я сразу
перехожу к делу.
Как я уже
сказал, я – продюсер. И моя задача – выводить на сцену самородки вроде вас.
Зажигать ваше будущее огнём славы и заставлять вас творить для кого-то, кроме
себя самих. Музыка – а я имею в виду истинную,
прекрасную музыку – сейчас утратила свою былую значимость. И я собираюсь
возродить её. А для этого мне нужны такие, как вы. Недавно у меня появилась
уникальная возможность: устроить своим лучшим ученикам гастроли по всей Европе.
Представьте: сегодня вы играете в самом отдалённом углу какого-то малоизвестного
бара, а завтра о вас узнает весь мир. Вы потеряете всё, если откажетесь.
Говоривший
оскалил зубы в своей самодовольной, широченной улыбке и с чувством полного
удовлетворения своей речью откинулся на спинку стула.
Галя же
слушала этот монолог с устало-равнодушным выражением лица, заранее зная, что в
любом случае откажется от так называемого «выгодного предложения». И если бы
оратор был хоть чуточку понаблюдательнее, то наверняка предвидел бы её ответ:
- Простите,
но я вынуждена отказаться. У меня нет ни сил, ни желания шататься по всей
Европе и учиться «творить для кого-то, кроме самой себя». Сожалею, что вы зря
потратили на меня время. А теперь мне пора идти.
- Постойте.
Вот, - и он выудил что-то из своего холёного кожаного портмоне и протянул ей, -
моя визитная карточка. Звоните, если передумаете.
Галя вышла
на улицу, и её тутже ослепило всходящее солнце. Она постояла так некоторое
время, слегка прикрыв глаза и вдыхая особый воздух раннего утра… Внезапно у неё
в голове мелькнула вроде бы простая, ничего не значащая мысль: сегодня среда. А
вчера был вторник. А вторник – рабочий день. Но на работе её вчера не было.
***
Гале никогда
не нравился кабинет директора этого кафе. Больше всего её раздражала чересчур
яркая лампочка на потолке (в кабинете не было ни одного окна, и поэтому
электрический свет здесь горел целыми сутками). И серые, даже слишком серые
стены, чем-то напоминавшие самого директора, такого же угрюмого и нелюдимого.
За всё время он ни разу не удосужился хотя бы поздороваться с кем-нибудь из
своих сотрудников.
- Ну что,
Розанова, рассказывай, где тебя вчера черти носили.
- Умер…
Очень близкий для мне человек, и я…
- Так-так,
это что-то новенькое. Я ожидал услышать басню о нечеловеческой боли или о том,
как ты сломала ногу по дороге на работу. Но даже это было бы правдоподобнее.
Помимо того, что ты отлыниваешь от работы и подсаживаешься к посетителям за
столики, ты ещё и врать не умеешь. Ты уволена, Розанова.
- Но
поймите…
-
Всё-всё-всё. Не хочу ничего слышать. Иди, гуляй.
Можно было
попробовать отстоять свои права. Закатить скандал, надавить на жалость, в конце
концов. Но любые сцены закатываются лишь с желанием показать себя и подчеркнуть
свою воображаемую значимость. И никто не задумывается о том, что это бесполезно
и в сущности не нужно даже им самим.
Поэтому Галя
тихо вышла из кафе, села на какую-то скамейку неподалёку и впервые за долгое
время задумалась об обычных бытовых проблемах. Денег, полученных за месяц,
хватит ненадолго. А ей нужно купить квартиру: в общежитии после всего случившегося
просто невозможно находиться. Но денег нет и работы тоже.
Она
вздохнула, достала из кармана уже помявшуюся визитную карточку и набрала
напечатанный на ней маленькими чёрными цифрами номер.
Ты очень красиво пишешь
ОтветитьУдалитьСпасибо большое))
Удалить